Логистика за рубли.

13 Мая 2015

Логистика за рубли.

Российские транспортные компании, занимающиеся логистикой, а также их клиенты, остаются без работы и без грузов. На рынке автомобильных перевозок наблюдается переизбыток транспорта и складских помещений, что приводит к демпингу. Курсы валют существенно повлияли на увеличение себестоимости затрачиваемых ресурсов. 

Сохранение своего места на рынке логистики – это самая главная задача, которая стоит перед транспортными компаниями, их клиентами и владельцами складских площадей, ведь нужно найти способ покрытия своих возросших расходов. Причем ни о какой долгосрочной перспективе не может быть и речи.

Эксперты утверждают, что только малая часть логистических операторов переживет сложившуюся кризисную ситуацию. В первую очередь обанкротятся транспортные компании, владеющие в большом количестве складскими помещениями и транспортом, спрос на которые так и не был получен. Банкротство угрожает и тем операторам, для которых становится невозможным предложение рыночной ставки своему единственному партнеру.

Эту проблему можно решить в том случае, если компании и клиенты договорятся о переходе на взаиморасчеты в российских рублях. Иногда напрямую это сделать невозможно, поэтому нужно договариваться, чтобы курс рубля оставался фиксированным по отношению к американскому доллару. Для всех участников рынка чрезвычайно важно, чтобы услуги оставались наиболее дешевыми, ведь приходится экономить.

Накопление ресурсов

После кризиса 2008-2009 годов стремительное наращивание активов транспортными компаниями, стало привычным явлением. Уже в 2011 году уровень спроса на эти услуги был значительно меньшим, чем предложение. В настоящее время существует около 7,5 тыс. логистических предприятий, которые владеют более 50 тыс. единиц транспорта.

Транспортные компании столкнулись с серьезной проблемой, связанной с тем, что спрос на автомобильные перевозки значительно снизился. К тому же, предприятия оформляли кредиты на приобретение транспорта именно в иностранной валюте. На сегодняшний день уже примерно на треть сократился спрос на услуги международных перевозок.

В автомобильных грузоперевозках внутри страны также прибавилось количество проблем. Их объемы сокращаются из-за того, что в регионах снижается потребительская активность.

Не радует и сложившаяся ситуация, связанная со складскими площадями. Дело в том, что ранее наблюдалась нехватка складских помещений, поэтому началось их массовое строительство. А теперь, когда спрос значительно снизился, такие помещения попросту пустуют.

Нарушение логичной последовательности действий стало главной причиной возникновения стольких проблем. Становится понятно, что нужно было сначала заниматься поиском клиентов, а уже потом производить строительство складов и осуществлять приобретение автомобильной техники. Транспортные компании рассчитывали на увеличение количества клиентов, но этого не случилось. Теперь приходится браться за такие заказы, которые хотя бы немного превышают себестоимость.

Отказ от долларовых расчетов

Рынок больше всего пострадал из-за девальвации российского рубля, а складские услуги приняли на себя его самый сильный удар. Это связано с тем, что все затраты по аренде складских помещений привязаны к иностранной валюте, которая возросла примерно в два раза. Таким образом, многие компании не в состоянии покрывать такие значительные расходы.

Все заинтересованные стороны пытаются сейчас найти выход из той трудной ситуации, которая сложилась в данный момент. В том случае, если будет осуществлен переход на оплату в национальной валюте, то возникает риск рублевой инфляции. В связи с этим договора аренды заключают на короткие сроки. Некоторые эксперты утверждают, что владельцы складских помещений и транспортные компании в любом случае будут вынуждены идти на уступки. 

В сложившихся условиях клиенты не смогут соглашаться на заключение валютных договоров, так как наличие валютного единообразия является чрезвычайно важным. Приходится арендовать складские помещения только в рублях, ведь и с клиентами все расчеты осуществляются в этой валюте.

Банкротство компаний

Те транспортные компании, которые занимались наращиванием активов впрок, будут вынуждены первыми покинуть рынок транспортных услуг. Их непродуманная стратегия оказалась несостоятельной, ведь клиенты, которых они так ожидали, так и не пришли.

Рискуют оказаться банкротами и те логистические операторы, деятельность которых связана с оказанием услуг одному клиенту, от которого приходится зависеть. Ранее наблюдалась заинтересованность клиентов в таких компаниях, однако теперь только предложение рыночного тарифа может гарантировать предприятиям, что клиент и далее будет пользоваться их услугами, а не выберет более выгодный вариант.

К тому же, грузы будут в этом году постоянно перемещаться из одних складских помещений в другие. Это будет происходить в связи с увеличением количества тендеров. Исчезнут также различные посредники на рынке.

Банковские проблемы

Из-за того, что многие транспортные компании окажутся банкротами, увеличится количество складов, которые перейдут в собственность банков, выдававших кредиты операторам. Банки будут вынуждены продавать такие помещения по низкой стоимости.

Однако сложность состоит в том, что банки будут при этом заниматься продажей старых складских помещений, а в это время на рынке недвижимости в огромном количестве представлены новые складские площади. Поэтому продажа старых объектов станет довольно проблематичной.

Спасение компаний

Такие сложившиеся экономические условия способствуют тому, что все участники рынка стараются экономить практически на всем. К тому же, сначала компании ищут клиентов, а только потом занимаются строительством помещений и покупкой техники. Актуальным является также кредитование в рублях.